Не так давно в актовом зале СОШ №14 состоялась традиционная конференция работников образования. В этой отрасли в Пугачевском районе трудятся 858 педагогов. Предстоящее мероприятие обозначило для них очередные задачи в реализации национальной программы подготовки конкурентоспособной личности для нашего общества. Об этом и о положении дел в системе районного образования в целом накануне мы беседовали с начальником управления образования администрации Пугачевского муниципального района М.В. МУЗАЛЕВСКИМ.

- Михаил Васильевич, думаю, стоит напомнить нашим читателям, что 2010 год был объявлен Президентом России «Годом учителя»...
- По большому счету речь идет о создании в стране качественно новой системы общего образования. И ключевой фигурой модернизации нашей отрасли должен стать, конечно, учитель. Думаю, не стоит кого-то убеждать в том, что от уровня его профессионализма зависит и успех учеников.

- Какие первоочередные задачи Вы определяете сегодня в районной системе образования?
- Мы должны формировать наш педагогический коллектив на основе анализа уровня профессионализма каждого учителя, определять его сильные и слабые стороны. Выявлять не только передовой педагогический опыт, но и так называемые проблемные зоны, чтобы вовлекать учителя в процесс самоанализа собственной компетентности. Уверен, это поможет определить возможные варианты профессионального роста каждого педагога, а в перспективе и руководителю образовательного учреждения позволит выстроить в этом вопросе целостную концепцию развития.

- Учитывая многочисленные дискуссии по нынешней системе оценки качества образования в форме Единого государственного экзамена, согласны ли Вы с тем, что его результаты объективно характеризуют качество работы учителя.
- Не стану отрицать, что споров по этому поводу более чем достаточно. Однако я, как лицо должностное, обязан констатировать, что на сегодняшний день это регламентированный государством основной способ оценки качества образования. Выявленные таким образом результаты учебных достижений школьников позволяют нам проанализировать уровень подготовки обучающихся каждого учреждения и затем определить тенденции в развитии системы основного общего образования в районе в целом.
- Михаил Васильевич, можете ли Вы в ракурсе этого разговора озвучить результаты деятельности участников образовательного процесса в прошедшем учебном году?
- Конечно, мы их проанализировали и сделали соответствующие выводы. По математике, например, из 427 ребят минимальный порог прошли 380, средний балл по району (41,1) оказался почти на уровне областного (41,2). ЕГЭ по русскому языку у нас сдавали 439 выпускников, из которых не справились с заданием 20 человек. В результате наш средний балл оказался чуть ниже областного (56,9 и 58,8 соответственно). Лучше региональных показателей были результаты ЕГЭ по литературе, истории, немецкому языку, химии и биологии. Отстаем пока по информатике и английскому.

И уж если мы говорим о качестве работы, не могу не озвучить тот факт, что выпускники второй и третьей школ набрали по русскому языку 100 баллов. Такую же оценку знаний по литературе получили учащиеся И.Д. Смирновой и Г.А. Коркиной из СОШ №3 Эльнара Мулдашева и Светлана Гревцова. Без неудовлетворительных оценок прошли итоговую аттестацию девятиклассники Давыдовской, Большетаволожской, Каменской, Краснореченской, Преображенской и Чапаевской школ.

Кроме того, обобщенные данные позволяют разделить городские и сельские школы на три категории: с низкими учебными результатами; благополучные учреждения и наиболее успешные. К последним по праву относятся СОШ №№1,2,3,13,14, Старопорубежская и Заволжская. Они участвовали в приоритетном национальном проекте «Образование» (ПНПО), поддерживают связь с вузами. В этих школах больше учителей с высшей квалификационной категорией и учеников, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, больше ребят обучаются по профильным программам.

56 процентов наших школ можно считать благополучными. Остальные 20 - учреждения с кадровыми проблемами и, как следствие, низким качеством знаний учащихся. Учителя этих школ не готовят своих воспитанников к успеху. А это, к слову, и есть неравный доступ к качественному образованию детей.
- Сегодня, пожалуй, есть все основания утверждать, что реформирование в системе образования идет просто семимильными шагами. Президентская инициатива «Наша новая школа» предполагает уже новые стандарты, которые с этого года в школах начнут внедряться. И речь идет не только о школьных программах, кадровом обеспечении, о том, какие результаты должны продемонстрировать учащиеся, но и о создании материально-технических условий. Что в этом направлении сделано в городских и сельских школах в период подготовки к новому учебному году?
- Для совершенствования материально-технической базы наших образовательных учреждений выделено около 29 млн рублей. Почти половина из них уже освоена. В основном они израсходованы на устранение замечаний по противопожарной безопасности. Не могу не отметить серьезное и вдумчивое отношение к этому вопросу руководителей СОШ №14, 3, 2, Каменской и Преображенской школ.

Конечно, дефицит финансовых средств во многом сегодня сдерживает наши планы и действия.
-И в заключение, Михаил Васильевич, скажите, какие позиции в нынешнем реформационном процессе Вы готовы оспаривать и что особенно тревожит Вас, как руководителя системы образования районного уровня.
- Остановлюсь, пожалуй, на двух наиболее актуальных, на мой взгляд, проблемах. Первая связана с нынешней системой финансирования, которая фактически устраняет государственную опеку над малокомплектными школами, а это может привести к серьезным негативным последствиям в сельской местности с точки зрения социальной и демографической.

Вторая касается кадрового потенциала. У нас сейчас средний возраст педагогов - 43 года. Стабильно низким остается количество учителей со стажем до десяти лет. В большинстве школ такие важные предметы как математика, физика, иностранный язык преподают неспециалисты. В связи с этим возникает потребность в профессиональной переподготовке учителей-предметников. Собственно, это и определяет наши задачи в реализации государственной образовательной концепции.

- Спасибо за беседу. И Вам, и всем учителям городских и сельских школ позвольте пожелать накануне нового учебного года реализации всех творческих планов.

Интервью провела Л. НОВИКОВА

К СЛОВУ: 7 учителей имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 48 - звание «Отличник народного просвещения», 91 - «Почетный работник общего образования», три человека награждены орденами и медалями.