Высшее образование в настоящее время для большинства стало приоритетом. Получить его стремится каждый (причем независимо от способностей). Это стало одной из причин сложившегося ныне дефицита рабочих профессий практически во всех отраслях производства. А еще - отсутствие масштабной господдержки учреждений профессионального образования сделало их менее привлекательными для абитуриентов. Количество поступающих на специальности такого профиля, как показывает практика, незначительное. О плюсах и минусах начального профессионального образования мы говорили с директором
ГОУ НПО «Профессиональное училище №67» Алексеем Витальевичем МАЛЬЦЕВЫМ.
- Алексей Витальевич, недавно по «Авторадио» Балаковский профессиональный лицей №62 давал рекламу примерно такого содержания: «Ждём выпускников, которые не сдали ЕГЭ! Первым 50 абитуриентам - подарки!». Действительно ли, настолько высок уровень недобора учащихся в профессиональные учебные заведения, что руководство вынуждено прибегать даже к таким, на мой взгляд, странным методам комплектования учебных групп?
- Если принять во внимание тот факт, что проблемы учреждений начального профессионального образования, в общем-то, одинаковы,расскажу об этом на примере нашего
ПУ-67. К середине августа мы приняли от абитуриентов заявлений чуть более половины от плана приема в 125 человек. Ту практику, которую использует названное Вами учебное заведение, в принципе, я поддерживаю. Несмотря на некоторую, может быть, некорректность предложенного метода привлечения ребят для поступления в училище. Правильно,что министерство образования Саратовской области предоставило возможность тем выпускникам, которые не прошли итоговую аттестацию, приобрести рабочую профессию. У нас в этом году таких восемь человек. И для самих ребят, и для их родителей, да и общества в целом важно, чтобы они не потерялись в жизни и в дальнейшем были востребованы на рынке труда. Эти учащиеся будут осваивать спецкурсы по профессиональной подготовке и параллельно некоторые общеобразовательные дисциплины.
По окончании обучения, через 10 месяцев, они получат свидетельство о соответствующем уровне квалификации.
- А как ПУ-67 пытается решать проблему спроса на начальное профессиональное образование?
- Мы проводим проф-ориентационную работу. При этом общаемся не только с ребятами, но и с их родителями. Главным аргументом является возможность приобретения в нашем училище дополнительной специальности уже после первого курса. К каждому - индивидуальный подход. Налажена у нас и воспитательная работа, пытаемся направить на путь истинный тех учащихся, которые состоят на учете в милиции или даже имеют судимость.
Нынешний учебный план ПУ-67 сориентирован на подготовку трактористов-машинистов, поваров-кондитеров, парикмахеров, продавцов-кассиров, сварщиков и слесарей по ремонту автомобилей.
-
Алексей Витальевич, а что такое сертификация?
- Сертификация осуществляется на базе ПУ-20 г. Саратова, где работает комиссия, председателем которой является представитель областной Промышленной Палаты. Проводится сертификация в два этапа: теоретический (тестирование) и практический (изготовление детали по эскизу). При получении необходимого количества баллов экзаменуемому выдаётся сертификат. Замечу, что подход к этому вовсе не формальный, скорее, наоборот.
В прошлом году, например, из восьми человек со всей области, заявивших о прохождении сертификации, испытания выдержали только трое пугачевских ребят, о чем я, конечно же, говорю не без гордости. Наличие сертификата в перспективе дает большие гарантии трудоустройства.
- А разве диплом их (гарантии) не предоставляет?
- Для получения диплома можно,например, просто уметь заниматься сваркой. А вот для получения сертификата нужно знать это дело в совершенстве. Если выпускник придёт в организацию с сертификатом, работодатель поймет, что он не просто знает, как проложить сварочный шов, а умеет это делать, причем качественно. Для большей убедительности приведу один пример. В прошлом году наш выпускник устроился на работу именно с сертификатом. По прошествии двух недель руководитель предприятия подошёл к старшему сварщику, кстати, дипломированному, и сказал: «Вот посмотри, как парень работает». И назначил этого молодого специалиста старшим.
- Не секрет, что любая теория в процессе обучения должна быть закреплена на практике...
- Её наши учащиеся проходят в организациях города и района в течение 2-2,5 месяцев. В основном, спросом пользуются профессии повар-кондитер, тракторист-машинист и слесарь. Сложнее устроить на практику парикмахеров, несмотря на то, что на рынке услуг в нашем городе таких заведений недостаточно.
По определенному профилю пройти практику учащиеся могут и при нашем ПУ. В этом году, к примеру, на базе училища работали несколько учащихся из группы сварщиков, которые помогали в решении наших хозяйственных вопросов. Мы оставляем ребят в училище под опекой мастеров в период приобретения практических навыков еще и для того, чтобы они смогли лучше освоить различные технологии и в дальнейшем получить сертификат о подтверждении разряда по определенной профессии.
- Совершенно ясно, что для прохождения практики учебному заведению необходима определенная материально-техническая база. Какая она в ПУ-67?
- Знаете, в советское время профессиональное образование было построено таким образом, чтобы мастера производственного обучения были знакомы со всеми новейшими образцами техники, поступающей на производство. Поэтому они ездили на заводы-изготовители с" целью повышения квалификации. Ранее выходивший с конвейера, к примеру, новый комбайн поступал, в первую очередь, в профессиональные учебные заведения страны. И только после того, как его освоили преподаватели и учащиеся, этот новый образец поставляли в хозяйства. Теперь, увы, все по-другому. Предприятия-производители
и компании-поставщики сориентированы на скорейшее извлечение прибыли.
А стоимость, скажем, комбайна отечественного производства в настоящее время составляет 1,5-3 млн руб,зарубежные образцы с электронной начинкой, которые используют сейчас и некоторые наши сельхозпредприятия, стоят 5-7 млн руб. Естественно, средств для всех училищ нашего региона для создания мощной материально-технической базы в областном бюджете нет. Последняя техника к нам поступала в 1991 году.
Для решения проблемы удается взаимодействовать с местными предприятиями ?
- Да, конечно. Мы сотрудничаем с сельхозпредприятиями. Наиболее активно - с агрофирмой «Рубеж». Здесь мы знакомим своих ребят с современной техникой. Руководители этого и других предприятий берут наших ребят не только на практику, но и предоставляют в дальнейшем работу.
- А какова в целом перспектива трудоустройства выпускников ПУ-67?
- В этом году наше училище закончили 119 человек. 68 из них призвали в армию. 49 были трудоустроены сразу, остальные двое - в течение недели, после постановки на учет в Центре занятости. Это позволяет сделать вывод, что профессии, которым обучают в нашем училище, востребованы на рынке труда. Исключение составляют разве что парикмахеры. Наиболее популярной се
Наиболее популярной сегодня стала профессия повар-кондитер. В прошлом году, например, было подано 50 заявлений на обучение по этому профилю. Хотя по плану Мы должны были принять только 25 человек. Открыли вторую группу. Не скажем же мы этим ребятам: «До свидания, забирайте документы!». Раз есть желание - учись.